Итоги XV конференции Ассоциации владельцев кинотеатров

В Нижнем Новгороде прошла конференция Ассоциации владельцев кинотеатров, на которой мы обсудили текущие и стратегические направления развития деятельности кинотеатров в текущих условиях.

⦁ Декларация принципов добросовестной конкуренции в сфере публичной демонстрации фильмов.

Несмотря на очевидный рост сборов российского кинопроката пока преждевременно на основании нескольких удачных зимних месяцев делать выводы о том, что отрасль кинотеатрального показа преодолела кризис. Планы выпуска фильмов в летний период вызывают нашу озабоченность и беспокойство – до сих пор на лето не заявлено о выпуске ни одного крупного российского фильма. Принимая во внимание, что существует риск возврата некоторых игроков рынка к недобросовестным практикам смены операторов кинотеатров в тех или иных локациях, на конференции АВК было принято решение о пролонгации Декларации принципов добросовестной конкуренции в сфере публичной демонстрации фильмов. Операторы, подписавшие такую декларацию, обязуются не вести переговоров с торговыми центрами о смене оператора кинотеатра за спиной действующего оператора.

⦁ Поддержка российских фильмов в прокате и режим наибольшего благоприятствования для выдающихся российских проектов.

Несмотря на то, что прогнозируемые общие сборы выдающихся российских проектов в 2024 году пока не могут полностью удовлетворить внутренний спрос, мы отмечаем, что развитие отрасли имеет положительную динамику. Увеличение цен на билеты в кино в декабре, безусловно, сыграло свою роль, но основной эффект был обусловлен качеством и популярностью крупных российских фильмов. Опыт 2023 года показал, что совместными усилиями кинотеатров и дистрибьюторов, в том числе благодаря решениям о наибольшем благоприятствовании в первые недели проката выдающихся российских фильмов, включая моратории на сторонний контент в премьерные недели таких фильмов, мы уверены, что к 2025 году российских рынок сможет полностью отказаться от моделей типа "предсеансовое обслуживание». Крупное зрительское российское кино уже доказало свою способность генерировать хорошие сборы, и мы рассчитываем, что повсеместная поддержка выдающихся релизов российского кино в текущем году позволит отрасли решить проблему наполнения крупными российскими проектами и летнего периода, начиная с 2025 года. Надежду вселяет и стремление министерства культуры навести порядок с пиратскими киносеансами, из чего мы делаем вывод, что у министерства культуры уже готово решение проблемы выпуска выдающихся российских фильмов в российский кинотеатральных прокат в летний и осенний период.

⦁ Сервисный сбор.

С февраля мы активизируем процесс перехода на новую систему работы кинотеатров с агрегаторами по продаже билетов. Еще с лета 2023 года по соглашению ряда сетей кинотеатров и крупных российских дистрибьюторов, на практике была опробована система продажи билетов при которой сбор ведущих агрегаторов выносится за стоимость самого билета, аналогично с билетами продающимися в театр и на другие развлекательные площадки. Основные кассовые системы на конференции АВК отчитались о готовности к переходу на такую систему расчетов по билетам, приобретаемых на ресурсах сторонних агрегаторов.

Мы считаем, что вынос сервисного сбора агрегаторов за стоимость билета позволит заметно нивелировать дальнейший рост цен на билеты. Например, если раньше при продаже билетов агрегатор выставлял кинотеатру ставку, например, 10% (хорошо что не 25-30% как у доставки еды) за продажу билета на своих ресурсах, то для кинотеатров это вело к увеличению себестоимости и необходимости увеличения цены билетов. При реализации системы «сервисного сбора» у зрителя останется возможность купить билет в кассе кинотеатра и на ресурсах, принадлежащих самому кинотеатру, без дополнительного сбора, либо воспользоваться услугами стороннего агрегата выбрав того, кто ему удобен по уровню сервиса и по проценту за сервисный сбор. В свою очередь, у кинотеатров появится возможность запускать продажи билетов абсолютно на любых сайтах, ТГ каналах и приложениях, не влезая в конкурентные отношения и ценообразование внешних продавцов.

⦁ Ограничение рекламного блока.

В прошлом году некоторые дистрибьюторы добавляли к фильмам рекламные блоки трейлеров, общая продолжительность которых превышала 20 минут! Кинотеатр не в состоянии технически сократить время показа трейлеров, так как они «пришиты» к фильму. На конференции АВК было сформулировано предложение к дистрибьюторам об ограничении «пришитого» блока трейлеров фильмов по времени, чтобы обеспечить и уважение к зрителям, и улучшить саму эмоцию от просмотра кино.

Принимая во внимание, что согласно действующему законодательству, кинотеатры обязаны информировать зрителя о продолжительности рекламного блока, владельцы кинотеатров отмечают значительное снижение эффективности рекламного блока при общей продолжительности блока более 10 минут. Учитывая, что кинотеатр обязан так же демонстрировать ролики специальной информации перед сеансом и может дополнительно демонстрировать коммерческую рекламу, вопрос о фиксированной максимальной длине блока трейлеров фильмов становится очень актуальным.

⦁ Технологический запрос к рынку.

В ходе конференции АВК владельцы кинотеатров активно обсудили проблему нехватки в кинотеатрах технологических решений различных аттракционных форматов фильмов, таких как 3D, IMAX/PLF, иммерсивный звук и LED-экраны и т.д. Эти форматы позволяют зрителям получить более яркие и насыщенные впечатления от просмотра фильма, создавая эффект полного погружения в происходящее на экране. Однако, несмотря на то, что эти форматы уже стали популярными среди зрителей, и кинотеатры имеют подобное оборудование, российская кинопромышленность пока не может предложить рынку конкурентноспособные технологические решения. Считаем, что уже действующие государственные программы поддержки кинопроизводства могут дополнительно финансировать производителей, которые используют при создании и демонстрации своих фильмов, отечественные технологические решения в сфере кинотеатрального показа, тем самым стимулируя поиск и реализацию таких технологических решений отечественной кинопромышленностью. И, в конечном итоге, стимулировать продюсеров к созданию аудиовизуального контента, который будет использовать все возможности современных кинотеатров и удовлетворять потребности кинозрителей, ищущих новые и уникальные впечатления.

⦁ Поддержка программы Пушкинская карта.

Аналитика работы Пушкинской карты в 2023 году показала уверенный рост популярности программы (в среднем по стране увеличение количества купленных билетов на 74%). За 2023 год по ПК было продано почти 14 миллионов билетов. Мы видим потенциал роста программы для кинотеатров в ближайшие годы на уровне не менее 30 млн билетов в год. Основные направления действий АВК по поддержке программы на 2024 год: помощь оператору программы в запуске системы верификации пользователей при покупке билетов по ПК; обсуждение с МК возможности закрепления финансового порога в 2000 рублей по каждой карте только за кинотеатрами и совместное продвижение программы ПК для кинотеатров в регионах.

⦁ АВКшоу «Синемаскоп»-2024.

На конференции АВК были определены даты очередного слета кинопредпринимателей. В этом году АВКшоу «Снемаскоп» будет принимать гостей с 6 по 8 июня 2024 года. Место встречи осталось без изменений - Сочи. Роза Хутор.